Аутизм: как распознать и что делать

Психическое расстройство, вызванное нарушением развития определенных отделов головного мозга – это аутизм. На данный момент специалисты склоняются к тому, что это заболевание передается на генетическом уровне. Но одновременно с этим считается, что наличие «больных» генов – это не единственное условие для возникновения аутизма.

 аутизм: что делать

Есть предположение, что поврежденные гены должны сложиться в определенном порядке, что риск развития заболевания повышается при сложной беременности, внутриутробных инфекциях, вирусных заболеваниях, иммунном конфликте, гипоксии плода. К сожалению, в последнее время подобный диагноз выставляется довольно часто, но точных цифр нет. По некоторым данным на 150 рожденных детей приходится один случай аутизма, причем мальчики страдают этим недугом в 4 раза чаще, чем девочки.

Несведущие люди приравнивают аутизм к умственной отсталости, но это не так. Умственная отсталость это только одно из возможных проявлений тяжелых форм аутизма. При легких формах уровень интеллекта ребенка находится на среднем (или даже выше среднего!) уровне. В то же время гениальность аутистов тоже сильно преувеличена. Не более 10% всех людей с таким диагнозом обладает выдающимися способностями в какой-либо узкой сфере (синдром Саванта), например, феноменальной памятью или способностью умножать многозначные числа в уме.

Как проявляет себя аутизм

Органы чувств помогают нам взаимодействовать с окружающим миром. Обычный человек способен фильтровать получаемую информацию и адекватно реагировать на те или иные раздражители. При аутизме нарушения в мозговой деятельности приводят к тому, что ребенок не может нормально воспринимать и обрабатывать сигналы, поступающие извне. Эти сигналы никак не складываются в единое целое, что порождает у ребенка страх, тревогу, вызывает неадекватные реакции.

Например, он может испугаться тихого шороха и даже не вздрогнуть от громкого звука. Окружающий мир, мелькающие лица и шум только раздражают ребенка. Он пытается отключиться от навязчивого потока информации и уходит в себя. Повторяющиеся действия вроде раскачивания туловища, кивания головой это его способ успокоиться, снять раздражение.

Выраженная черта аутизма – трудности с социальным взаимодействием. Ребенок с таким диагнозом плохо идет на контакт, не смотрит в глаза (взгляд под углом), кажется глухим, потому что редко реагирует на звуки и речь, может не откликаться на собственное имя, не хочет играть с другими детьми. Такой ребенок не подражает взрослым, не интересуется новыми людьми в своем окружении, не умеет выражать эмоции и его лицо остается безучастным ко всему.

аутизм: что делать

Для аутизма характерна стереотипность поведения, поэтому этим детям важен определенный порядок и стабильность. Ребенок может закричать только потому, что мама начала одевать его не в том порядке, как он привык. Дети-аутисты чаще всего играют с неигровыми предметами. Со стороны кажется, что в их играх нет сюжета. Зачастую они просто выкладывают предметы в определенном порядке, перемещают их по только им известному принципу. Дети с подобным расстройством могут изо дня в день смотреть один и тот же мультфильм, есть одну и ту же пищу, не интересуясь и даже отвергая что-то новое. Их нельзя ни к чему принуждать, это не принесет результата, только еще больше травмирует ребенка.

К необязательным, но часто встречающимся проявлениям аутизма также относят агрессию (в отношении себя и окружающих), припадки (в основном начинаются в переходном возрасте), гиперактивность и нарушения сна.

Аутизм: на что обратить внимание в первую очередь

  • Ребенок кажется глухим (не реагирует на имя, игнорирует звуки).
  • Совершает повторяющиеся движения, особенно при эмоциональном возбуждении.
  • Впадает в неожиданные истерики.
  • Смотрит мимо собеседника.
  • Отказывается от ежедневных процедур.
  • Предпочитает играть в одиночестве.
  • Проявляет странную привязанность к определенным действиям, предметам, порядку.
  • Почти не разговаривает, может «забыть» даже те слова, которые уже говорил.
  • Игнорирует людей, не реагирует на приветствие или прощание.
  • Не способен выстраивать сюжетную игру с игрушками.
  • Не улыбается, даже если все вокруг хохочут.

аутизм: что делать

  • Путает местоимения (например, вместо «я» говорит «ты»).
  • Резко утратил приобретенные навыки общения (обычно это происходит в 1-2 года).

Все эти факторы, особенно в совокупности, являются сигналом тревоги. Аутизм, к сожалению, не излечим, но чем раньше будет выставлен диагноз (до 3х лет), тем больше шансов на социализацию ребенка и развитие у него необходимых навыков для взрослой жизни. При любых подозрениях на аутизм, нужно незамедлительно обращаться к детскому психиатру и неврологу.

 

Понравилась статья? Оцени запись, нажми на звездочки!

И не забывай оставлять комментарии!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *