Сегодня — первое сентября, а это значит, что пришла пора попрощаться с теплым ярким летом, и настало время встретить золотую мягкую осень.
Наступила осень…
Чем можно занять ребенка осенними вечерами, когда за окном пасмурно и дождливо? Книжки уже перечитаны много раз, игрушки все перебраны и заброшены. Отличным выходом является совместное… нет, не только чтение, а сочинение сказок.
Осень – прекрасная пора для развития творческих способностей ребенка и сближения с природой, а участие и поддержка родителей окупится доверительным отношением со стороны малыша.
В это красочное время года надо стараться чаще ходить с детьми в парк, чтобы вместе собирать осенние листочки и потом сделать гербарий; собирать шишки, желуди, каштаны, ягоды рябины и орехи, из которых можно выполнить замечательные поделки; делать красивые фотографии с красочными осенними пейзажами.
Долгими осенними дождливыми вечерами, набравшись впечатлений на прогулке, и сделав вместе с малышом сказочных человечков и зверей из собранных в парке материалов, можно предложить малышу сочинить сказку про осень. Все дети любят слушать сказки, и потом, играя в игрушки или просто листая свою любимую книжку, пересказывают знакомую сказку, а некоторые рассаживают игрушки и рассказывают для них сказки своего сочинения. Полезно и важно, чтобы малыш сам рассказывал или сочинял сказки. У ребенка развивается воображение, фантазия, он учится правильно и последовательно выстраивать сюжет, используя речевые связки, обогащая свой словарный запас и формируя выразительность своей речи, легко выстраивая текст уже без помощи родителей.
Устроившись поудобнее и слушая шум дождя за окном, можно рассказать ребенку сказку, к примеру, о том, как пришла осень.
Сказка об осени
«В самом конце лета родилась маленькая Осень. Она была совсем крохотная и невидимая и очень расстраивалась, потому что никто ее не замечал.Маленькая Осень очень хотела побыстрее вырасти, но для этого ей надо было сделать много волшебных дел. В один прекрасный день Осень проснулась, взяла волшебную палочку и краски с волшебной кисточкой, и пошла гулять. Но во дворе никого не было, было еще слишком рано, дул свежий ветерок, на улице похолодало. Маленькой Осени стало очень грустно, что ей не с кем поиграть. Над ее головой собрались хмурые тучки. Осень присела на скамеечку, достала волшебную палочку, прижала ее к себе и горько заплакала маленькими осенними слезами. Прошел первый осенний дождик. Осень удивилась: «Неужели это я могу делать дождик?». Ей стало немного веселее, она успокоилась. Серые тучи расступились и лучи солнышка, играя в капельках дождя, упали на еще дремавший лес.
Тогда Осень подумала, что пора бы сходить прогуляться в лес – подышать воздушным запахом влаги, выдувать радужные мыльные пузыри и насобирать красивых опавших листьев. Осень пошла по лесной тропинке, оставляя за собой облачка пара в похолодевшем воздухе.
А на следующее утро на деревьях появились первые свежие мазки акварели. Кроны деревьев осыпало желтыми, красными и коричневыми оттенками красок и они отражались в лужах на фоне неба, когда сонное солнышко появлялось ближе к полудню и лениво проглядывало в просветах между осенними тучами.
Маленькая Осень старалась каждый день делать волшебные и полезные дела и не заметила, как подросла. Утром не хотелось подниматься из теплой постели, в шкафу появились теплые вещи, в обрывках из тумана можно было увидеть еле различимые силуэты домов и деревьев, тонкая корочка льда на лужах вызывала легкую дрожь по всему телу. Под ногами шуршала листва, россыпи желудей и каштанов среди опавших листьев веселили счастливую детвору. Природа отдалась осенним красочным фантазиям, а люди, выходя на улицу, раскрывали зонты, поднимали повыше воротники пальто, и спеша на работу говорили: «Вот и осень пришла…».
Как сочинить сказку с ребенком — придумываем сюжет
Рассказав свою сказку про осень, можно предложить ребенку, чтобы теперь он сочинил и рассказал сказку, к примеру, про листочек, который оторвался от веточки дерева, когда подул сильный ветер и теперь путешествует по свету. Или про желудь, который упал вместе со своей шляпкой в быструю речку и они стали неразлучными друзьями, пока их несло бурное течение. Можно сочинить сказку про белочку, как она делает заготовки на зиму.Если малыш сам еще испытывает затруднения в выстраивании предложений, нужно помогать ему: начать за него фразу и попросить его закончить предложение. Или наоборот – ребенок придумывает начало сказки, а мама помогает выстроить и продолжить сюжетную линию. Сочиняя сказку с ребенком, необходимо использовать простые предложения с понятными словами и привычными для сказок связками речи.
Книга сказок малыша
Придумывая сказку, можно сделать книжку-малышку про главного героя сочинения: на обложке книжки написать название, потом оформить несколько страниц самой сказки – приклеить веточку, затем листву из высушенных разноцветных осенних листьев, нарисовать речку, тучи, дерево, белку с орешками. Такую книжку малыш сможет показать папе, бабушке и другим взрослым, наглядно демонстрируя результаты своих стараний и усилий и определяя этап развития речи. Сочинив сказку самостоятельно, и записав и нарисовав ее вместе с мамой, он сможет увидеть свое сочинение и понять связь, что то, что мы говорим можно изобразить словами и рисунками на бумаге, потрогать и полистать.Малыш будет вновь и вновь рассказывать сказку и показывать свою книжку всем, как собственное личное открытие и достижение. Это станет одной из ступенек важного переходного этапа от чтения, воспринимаемого только на слух, к самостоятельному чтению и письму.
С первым днем прекрасной осени вас и вашего малыша! Читайте детям сказки!