Психика ребенка развивается по мере его взросления и роста. Детские кризисы — обязательное явление развития личности. Многие родители не понимают, что иногда происходит с ребенком и почему его поведение может внезапно поменяться на совершенно противоположное. Зачастую такие перепады настроения вызваны детскими возрастными кризисами.
Первый возрастной кризис — несколько месяцев после рождения
Маленький человечек, который еще минуту назад был спокойным ангелочком, вдруг начинает неустанно капризничать, беспокоиться и плакать. Мама с тревогой тут же хватает его на ручки и мечется по комнате в бесплодных усилиях его успокоить. В чем тут дело: болит животик или что-то еще? Все может оказаться значительно проще. Просто малыш, совсем недавно появившийся на свет, не привык к окружающим его условиям. Ему хочется туда, где еда подается усилием мысли, температура постоянно находится на уровне 36,6 градусов, а вокруг царствует водная стихия, а не воздушно-наземная. Где ему не приходилось пользоваться своими легкими.
Ребенка на данном этапе пугает все, включая его собственные ручки, которые двигаются, пугают и будят. Ему приходится осваивать новый механизм движений и получения пищи и прилагать усилия, чтобы покушать маминого молока. На него обрушивается так много информации, что поневоле испугаешься. Поэтому вам стоит спокойнее относиться к проявлениям его чувств, в частности плачу и капризам. Кроме того, нужно как можно больше проводить времени со своим ребенком, кормить его грудью (если есть такая возможность) и, конечно, проявлять свою любовь и неустанную заботу: носить на ручках, ласково разговаривать и т.д.
Также для малышей 2-6 месяцев во время их спокойствия можно проводить упражнение «Зеркало». Для этого достаточно лечь рядышком на кровать и повторять все их звуки и гримасы, движения. Восторг гарантирован!
В помощь маме: шезлонг, кенгуру и слинги для малышей — чтобы малыш чувствовал себя в безопасности рядом с мамой.
Психика ребенка развивается — кризис одного года
После того, как ребенку исполнится 10 месяцев, ребенок «переходит» на новый уровень. Теперь малыш научился ходить и хватать различные предметы, говорить некоторые слова и играть. У него уже появилось понимание, что он и мама – это различные люди, а не единое целое. Вот только вместе с пониманием пришел и страх потерять самого близкого человека, с которым он совсем недавно был неразлучен. На этой почве нередко ребенок нередко закатывает концерты: постоянно просится на ручки и плачет, когда мамы нет в обозримом пространстве.
Есть и другие причины детского плача:
- Ему что-либо запрещают. С помощью плача он как бы отвоевывает свое пространство.
- Взрослые не понимают, чего он хочет.
Причем иногда «концерты» проводятся ребенком по сценарию: запрет – плач и крики – падение на пол – дрыганье ногами (или даже катание по полу). Таким образом, он одновременно выполняет несколько действий: манипулирует родителями, проверяет силу запрета, раздражается из-за собственной беспомощности.
Психологи рекомендуют:
- ставить четкие запреты (если нельзя – значит, нельзя, и никак иначе);
- пояснять, почему «нет» или «нельзя»;
- брать кроху во время капризов на ручки;
- занимать малыша всем, чем угодно (из кастрюль и поварешек тоже получаются хорошие игрушки, ведь они так здорово гремят).
- не бояться избаловать ребенка своей заботой и лаской. Любви, как известно, много не бывает.
В помощь маме: товары для безопасности (заглушки, мягкие уголки для мебели и т.д.); развивающие игрушки и книжки.
Кризис двух лет
Двухлетний ребенок уже полностью осознает себя как отдельную от мамы личность. Нередко он разграничивает свои права — «это мое, не трогай», забирает понравившуюся игрушку, иногда даже силой, нередко ввязывается в драку, чтобы отнять то, что, как кажется, принадлежит ему. В доме появляется этакий маленький тиран, который делает все как будто назло, ломает и разбрасывает все вокруг себя, ежедневно закатывает истерики и на любые вопросы громко отвечает «Нет!».
Вы не должны ругать своего ребенка. Это все возраст. Психологи рекомендуют в данный период чаще проводить беседу на тему «что хорошо и что плохо», они обязательно принесут свои плоды. Нужно объяснять малышу, почему это делать не стоит. Не «Ты – такой плохой, зачем ты отнял машинку у Васи?», а: «Тебе захотелось поиграть в Васину машинку? Дай ему свою. Нет? Тогда и он не даст тебе свою. Ведь ему будет нечем играть. Лучше поменяться». Также на листе бумаги можно нарисовать Злюку и Добрюку и присвоить им характерные черты. После чего обсудить с ребенком, почему с Добрюкой все хотят играть, а Злюку стараются избегать. После чего помогите отрицательному персонажу «исправиться». Нарисуйте его в обновленном «добром» обличии.
В помощь маме: беседы, сказки, примеры из жизни знакомых детей и сказочных персонажей.
Кризис трех лет
В три года ребенок переживает один из ярких кризисов. В это время у него проявляется переоценка ценностей, появляется тяга к самостоятельности, возникают вопросы обо всем, хотя нередко задаются об одном и том же. Этот период был точно подмечен создателями мультсериала «Маша и медведь», когда маленькая разрушительница пугает всех обитателей леса, без исключения, а большой и добрый Медведь стремится ее успокоить или хотя бы не сильно переживать из-за всех совершенных ею проказ и их последствий.Сейчас пришло самое время немного ослабить контроль и взглянуть на свое чадо по-новому. Просто представьте, что вас постоянно кто-то третирует, говорит, как жить и что одевать, что кушать и во сколько ложится. Не очень приятно, не так ли? Вот такие же чувства испытывает и ваш ребенок. Дайте ему возможность выбора. Пусть сам решит, что одеть на улицу, чем позавтракать и т.д. Не ругайте его за допущенные ошибки. Не позволяйте ему попасть впросак.Никогда не говорите: «Я выбрала для тебя брючки, но раз ты решила надеть платье – значит, просто погуляем, а не пойдем на горку, с нее в таком наряде ты покататься не сможешь». Этими словами вы разрушите детскую уверенность в собственных силах вместо того, чтобы сформировать ее. В будущем ребенок будет нуждаться в том, чтобы ему кто-либо что-либо посоветовал. Лучше объясните, почему стоит выбрать брюки, и предложите выбрать их фасон или цвет. Малыш почувствует всю ответственность за свой выбор.
Отвечайте на все вопросы ребенка, будьте внимательны к нему, старайтесь его понять. Проговаривайте обстановку вокруг и происходящие события, поощряйте любые самостоятельные действия, пусть они и не делаются так, как вам надо, сравнивайте полученные результаты со вчерашними результатами самого малыша, а не Петиными или Колиными. Поручите ему какие-либо обязанности по дому, чтобы он мог почувствовать свою значимость. И тогда кризис благополучно завершится, особо не повлияв на дальнейшую жизнь вашего чада.
В помощь маме: сюжетно-ролевые игры, добрые сказки.
Помните — любой возрастной кризис преодолим, нужно только запастись терпением и понимать причины нетипичного поведения. Для ребенка будет полезнее, если родители будут заранее подготовлены к предстоящим изменениям.