Итак, после очередного похода в школу либо по магазинам ваш ребенок изрек хорошо знакомую фразу: «Хочу это!..». А чего только в наше время не могут захотеть дети: мобильный телефон, игровую приставку, велосипед, даже надувную лодку, ну и много других вещей, поражающих ум и грезы наших маленьких сыновей.Со стороны родителей мудро будет не идти традиционным путем, покупая вещь «просто так в подарок», а попробовать организовать процесс «накопления» необходимой суммы самим ребенком. Это позволит дать понять ребенку, что деньги на подарки родители не «под елкой находят», а также поможет ему усвоить важную истину о том, что любая вещь имеет свою цену.
Что же необходимо сделать родителям, чтобы научить ребенка копить деньги?
В этом деле нет ничего сложного, необходимо лишь следовать нескольким простым правилам:
- Учитываем возраст детей
Не позволяйте заводить копилку малышу в возрасте до полных шести лет. В дошкольном возрасте необходимо как можно меньше сталкивать сознание ребенка с деньгами. Согласитесь, слишком рано. О своей первой копилке ребенку можно осознанно задуматься, уже пройдя этап «садиковского образования» и вступив в полноценную школьную жизнь.Как раз с середины первого класса, от ребенка и начнут поступать просьбы о покупке серьезных вещах (мобильный телефон, компьютер, горный велосипед и т.д.), которые уже будут на тот момент у его одноклассников. Кроме того, возможно появление карманных денег у малыша — на покупки в школьном буфете. недорогие мелочи. В этом-то возрасте и наступает время взаимоотношений с деньгами.
- Разговор с ребенком
Предложение о «копилке» должно исходить от родителей. Объясните сыну, что желанная вещь стоит довольно дорого и, чтобы ее купить, необходимо собрать деньги.Сразу же озвучьте реальную (приблизительную) стоимость такой вещи (можно показать варианты таких вещей и цены на них по Интернету, устроившись около компьютера вместе с ребенком).И, наконец, предложите малышу, для «ускорения процесса» самому попробовать собрать необходимую сумму или ее часть (если сумма велика).
- Выбор «копилки»
Это достаточно важный этап с точки зрения ребенка.
Пускай он самостоятельно выберет понравившийся ему вариант «копилки», а после разместит ее в своей комнате или в другом, уместном на его взгляд месте (взрослые, разумеется, имеют в этом случае право «совещательного голоса»).
- Регулируем денежные потоки
Следующим шагом будет определение путей пополнения «копилки». И здесь следует запомнить, что собирание денег для ребенка не должно превратиться в их вымогательство от родителей.
Для этого сразу оговорите, что НЕ БУДЕТЕ поощрять в денежной форме успехи в учебе, обязанности, возложенные на ребенка по дому (уборка в свое комнате, вынос мусора и т.п.) и другие его повседневные поступки. Все это сын должен делать, как и прежде — безвозмездно.
А вот ввести ежедневный норматив отчислений в «копилку» можно. Кроме того, предложите ребенку делать какие-то поделки, рисовать, лепить и, за особенно красиво получившиеся шедевры, вознаграждайте его «копилочку». Естественно следует поощрять сына (дочку) в случае его успехов вне дома и школы, например, за участие в неких соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и т.д.Кроме того, очень скоро ваш ребенок и сам начнет вносить свои предложения по этому поводу. И, наверняка, в этом, своего рода, детском «прайсе» вы найдете вполне рациональные предложения.
- Когда «копилка» заполнена
Наконец, когда необходимая сумма накоплена, будьте готовы к тому, что сын резко изменит свое мнение по поводу того, что же следует купить на собранные деньги.
Не нужно препятствовать ребенку в его закономерном желании самостоятельно определить вещь, на которую потратить свой капитал. Следите только, чтобы решение им не было принято в пользу множества мелких безделушек, объясните, что лучше на эту суму купить нечто более существенное и значимое.И главное, помните, что задача организации детской «копилке» состоит не в том, чтобы воспитать в ребенке стяжательство и жадность, а напротив: дать понять ему, что деньги не падают с неба, а их зарабатывают, в том числе и мама с папой. Кроме того, это позволит развить у ребенка некоторую находчивость, трудолюбие, терпение, а возможно даже нащупать задатки будущего бизнесмена.