Я — мама маленького мальчика. Как любую нормальную мать меня волнует все, что так или иначе влияет на сознание и психику ребенка. Сегодня предлагаю поговорить о таком неоднозначном явлении современности, как интернет. А точнее, о взаимоотношениях наших детей с этим достижением человечества.
Конечно, появление интернета в конце 80 годов 20 столетия и его активное развитие в мире в 90-х, а в России — в 2000 годах стало настоящей сенсацией. Кто бы мог подумать, что общение между людьми, находящимися на разных континентах, станет настолько доступным. Что на расстоянии вытянутой руки теперь находятся все мировые библиотеки. Фильмы, музыка и развлечения, общение, книги, фотографии с разных стран — все это теперь вмещает обычный домашний компьютер.Однако, вместе с массой полезной и нужной информации, глобальная сеть сегодня представляет собой и огромную помойку, в которой много грязи, пошлости и унизительных, а порой и просто опасных для человеческого достоинства материалов.
От чего нужно беречь детей
На написание этого материала меня подтолкнуло прочтение статьи о детских суицидах. Статья жуткая, страшная. После ее прочтения я некоторое время приходила в себя. Эту тему не принято обсуждать в обществе. Об этом стараются не говорить. Но не думать об этом не получится. Есть много негативных явлений, активно муссируемых в интернете.
Что же угрожает современным детям в интернете:
- Мат, безкультурие, эрративы (намеренное коверканье слов). Пожалуй, это самое “нестрашное” в списке наших страшилок. Даже самый культурный, воспитанный ребенок, к сожалению, не раз столкнется с этими явлениями, — на улице, в школе, с экрана телевизора. Задача родителей — научить “отделять зерна от плевел”, воспитывать культуру, читать хорошую литературу.
- Порнография, сцены сексуального характера, насилия. Адекватным родителям объяснять здесь ничего не нужно. Они, адекватные родители, дают своему ребенку ПРАВИЛЬНОЕ сексуальное воспитание. То есть, объясняют, откуда берутся дети, что такое любовь, почему спать со всеми подряд — безнравственно и опасно для жизни и здоровья. Грязь, низость, разврат — к сожалению, мы все сталкиваемся с этими негативными явлениями, но эти понятия — из взрослой жизни. Ребенок ничего не должен об этом знать.
- Однополые отношения. Еще один бич современности. Порой фото целующихся женщин или обнимающихся (интимно обнимающихся) мужчин можно встретить даже на безобидных сайтах. Пусть меня обвиняют в гомофобии, но я за нормальные двуполые отношения. Только такие отношения естественны, и только у таких пар рождаются дети как символ продолжения рода человеческого. К сожалению, такие эпизоды мы можем наблюдать и по ТВ (вспомним хотя бы Кончиту Вюрст). Наверное, нужно объяснить ребенку, что это не нормально и не правильно. Что дяди заболели, и поэтому так себя ведут. Что вот видишь — мама с папой, дядя и тетя, и это хорошо и так должно быть, а когда ты, сынок, вырастешь, у тебя тоже будет жена — красивая, с длинными волосами. и потом она родит тебе сыночка или дочку.
- Пропаганда наркотиков. По сравнению с обычными сигаретами, последнее античеловеческое изобретение — курительные смеси, спайсы — настоящий убийца детей и подростков. Вы наверняка видели ролики по ТВ, в которых подростки сходят с ума, крутятся волчком, орут, визжат, матерятся, грозят всех убить (и убивают — беременную жену и детей). Да, это он — спайс. Разрушитель сознания и убийца. Опасность, конечно, может подстерегать и в школе, и именно поэтому вы просто обязаны вести активную антипропаганду. Моя мама в моем детстве использовала действенный способ — когда по телеку были сюжеты, живо и с подробностями иллюстрирующие героиновую ломку (впечатлительным не смотреть), она всегда старалась пригласить меня и показать это мне. Прямых запретов никогда не было. Но человеческие муки вкупе с античеловеческим обликом наркомана (блевотина, трясущиеся руки, закатанные глаза, исколотые руки, кожа-да-кости и прочее) плотно засели в моей детской голове. Пробовать не хотелось, и, слава Богу, никто не предлагал. А если предложили попробовать — самая правильная реакция у ребенка — это сообщить взрослым и никогда и ни при каких обстоятельствах не общаться с этим человеком (чтобы не поддаться на искушение).
- Педофилы, маньяки, извращенцы. Будь моя воля, я бы разрешила их просто отстреливать. Как чумных собак. Будьте бдительны, проверяйте контакты вашего ребенка в социальных сетях. Известно достаточно много случаев, когда педофилы, извращенцы приглашали детей на встречи под видом безобидного знакомого, или же заставляли их раздеваться перед камерами (а потом шантажировали). Они по-разному плетут свои уродские сети и запускают вонючие потные лапы к нашему самому дорогому и беззащитному. Они шифруются, маскируются (нервным не читать), выдают себя за друзей, за поклонников, за друзей друзей. Очень желательно, чтобы ребенок не добавлял в друзья незнакомых ему людей, игнорировал сообщения от них. Если переписка будет настойчивая, контакт нужно удалить, сообщить взрослым. Возможно, придется пожертвовать аккаунтом. Расскажите, кто такие маньяки и как они маскируются.
- Призывы к суицидам. Это то, что непосредственно угрожает детским жизням. Кто и зачем это делает — не понятно. Но ясно одно — на детей сегодня ведется самая настоящая охота. Родители, будьте бдительны! Моменты, на которые стоит обратить внимание, достаточно подробно перечислены здесь. От себя могу добавить, что мы, взрослые, многое не понимаем, много из детской жизни кажется нам пустяком. Вспомните, как мы плакали, если кто-то назвал жирной/прыщавой коровой/очкариком. А мама говорила, что это ерунда. Реальность такова, что сегодня из-за таких слов девочка может спрыгнуть с крыши. Будьте внимательнее, помогайте, обращайте внимание на чувства ребенка.
- Мошенники, воры. Размещение личных данных в открытом доступе, номера телефонов, адреса, имя родителей — все это мошенники могут и будут использовать в своих преступных целях. Ребенок никогда и никому не должен сообщать никакую информацию о месте работы и доходах родителей, хвастаться фотографиями покупок. Научите ребенка бережно обращаться с личной информацией.
Где ребенка поджидает опасность
- Социальные сети. Этот сегмент интернета сегодня настолько популярен, что по сути, представляет собой сеть в сети, со своими пользователями, группами по интересам и поиском. Особое внимание уделите друзьям ребенка, его переписке. Обратите внимание на группы и сообщества, в которых он состоит, проверьте, какие фотографии он размещает, что “лайкает”, кто пытается добавиться к нему в друзья. Научите составлять сложные пароли, защищать личные данные и информацию. Размещение адреса, телефона, контактов родных и близких — под строжайшим запретом! Минимум личной информации и фото!
- Онлайн-трансляции, видеочаты, видеоблоги. Не спорю, здесь есть и масса полезной информации — видеоинструкции, кулинария, обучающее видео. Здесь можно весело провести время, устроив групповой чат с друзьями. Все это может быть действительно нужным и полезным. Но, вместе с тем, именно в онлайне очень много того, что видеть и о чем знать вашему ребенку пока не нужно. Можете проверить, зайдя в раздел “Для взрослых” любого видеочата. Вы легко убедитесь в том, что соглашение о том, что тебе исполнилось 18 лет — очень сомнительная преграда, которая легко преодолевается.
- Сомнительные сайты. Как правило, это музыкальные архивы или сайты с бесплатным контентом. Скачав файл с такого сервера, можно как минимум словить вирус на компьютер. Научите ребенка компьютерной безопасности и грамотности, расскажите, что такое антивирус и как его использовать. Периодически просматривайте журнал посещенных сайтов. Объясните ребенку, что порой правильнее заплатить небольшие деньги (к примеру, за пользование музыкальным архивом), чем потом переустанавливать систему из-за вируса, теряя ценные данные.
- Мессенджеры, мобильный телефон. В контактный лист к вашему ребенку может стучаться и проникать кто угодно. Вы, наверное, и сами замечаете, как много спама приходит в viber, sms, telegraf и прочие, и прочие. Проверяйте телефонную книгу, спрашивайте, уточняйте, что это за человек. Вы имеете на это право! Пока вы отвечаете за жизнь и здоровье ребенка, у него не может существовать личной жизни и секретов от вас. Особенно должны настораживать взрослые люди в друзьях. Еще раз настоятельно рекомендую научить ребенка игнорировать посторонних, незнакомых людей. Ведь плохой дядька не обязательно подойдет на улице. Дядька тоже умеет пользоваться интернетом и использовать его в своих страшных целях.
Как было у нас, или привет, ностальгия
Во времена нашего детства, которое пришлось на такие сложные 90-е годы, любимым нашим развлечением была банальная игра в куклы. Я очень хорошо помню, как мы с подругой в 2-6 классах собирались у меня дома, и начиналась наша кукольная реальность. Конечно, куклы наши были своего рода проводниками в такую красивую сериальную жизнь (начало 90-х годов 20 века — время первых сериалов в России). У них были были “шикарные” дома из картона, “дизайнерская” одежда, сшитая из тканевых кусочков с ближайшей стройки (использовали в качестве утеплителя для стен) и очень интересная жизнь. Там были интриги, скандалы, любовь, работа, учеба — в общем, все, как в красивой заграничной жизни.Еще мы играли в морской бой (в бумажной тетради), настольные игры (самая первая моя игра — Белая ворона, потом еще появился Менеджер и прочие), иногда, когда родители разрешали, было Денди. Играть долго и на цветных телевизорах было нельзя, потому что “трубка сядет”.Конечно, мы много времени проводили на улице. “Казаки-разбойники”, “Вышибалы”, “Пионербол”, игры на “Паутинке” (только для самых отважных — держатся ногами и висеть вниз головой). Спасение бегством от мальчишек-хулиганов, скакалки, “резиночки”. Да мало ли было у нас развлечений!Став постарше, девочки стали интересоваться мальчиками. Живыми, реальными мальчиками из соседнего двора, а не псевдокумирами из соцсетей. Мы читали “Анжелику” и мечтали, что нас так же кто-то полюбит, как ее любил Жофрей де Пейрак.
Мы грызли семечки на детской площадке, слушали песни под гитару, гуляли. Еще мы читали подростковые романы, смотрели сериалы про школу, слушали музыку. Это было время первых сигарет и алкоголя, опозданий домой с прогулок. Это были простые человеческие РЕАЛЬНЫЕ радости. В этом времени было многое. Но не было интернета.Обсуждая с подругами вышеупомянутую статью про группы ВК, мы задумались. А что было бы с нашим поколением девяностых, если бы у нас был интернет? Как нам все же повезло, что в нашем детстве мы не были опутаны всемирной паутиной. Мы не выставляли себя на показ всему миру, позируя перед веб-камерой, мы не фоткались возле каждого столба, надувая губы. Мы не показывали новый маникюр в инстраграмме. С нами не знакомились педофилы, скрывающиеся под фотографией ровесника. Пожалуй, мы — “последние из могикан”.
Как уберечь ребенка от негативного влияния интернета:
- Установите специальные интернет-фильтры, блокирующие сайты с нежелательной информацией. Сделать это можно в настройках браузера, но это не обеспечит защиту при использовании приложений в мобильных телефонах. Заблокировать запрещенный контент можно, используя специальные роутеры для подключения к сети. В таком случае ни одно из устройств, выходящих в сеть через этот роутер, не отобразит на экране ничего лишнего. Это наиболее безопасный способ, но несколько более затратный.
- Поговорите с ребенком, объясните, что такое хорошо и что такое плохо. Научите отличать хороших людей от плохих (хотя в современном мире я бы вообще никому не доверяла). Ребенку 6-7 лет уже нужно объяснить, откуда берутся дети (до того, как это сделают одноклассники), а в 10-12 лет уже можно разговаривать о чувствах, отношениях между мужчинами и женщинами. В данном контексте родители должны опережать коллективное сознание друзей и одноклассников. Ведь если первые знания он получит от вас, они будут для него наиболее авторитетны.
- Старайтесь отодвинуть время знакомства с компьютером на более поздний возраст. Меня удивляют родители трех-пятилетних детей, умеющих пользоваться компьютерной техникой. Зачем вы самостоятельно вкладываете гранату в руки ребенка? В школе (учитывая современную программу обучения — классе в 2-3) ребенок вынужден будет научится использовать компьютер. Зачем же форсировать события?
- Займите, увлеките ребенка, не оставляйте ему время на интернет-серфинг. Кружки, секции, занятия, спорт, совместные прогулки, общий семейный досуг. Театр, кино, концерты. Хобби, увлечения, игры. Учите малыша получать удовольствие от реальной жизни, общаться с реальными людьми. Учите чувствовать интерес к жизни. Учите учится, искать новое, делать открытия. Учите удивляться, радоваться. Будьте примером.
- Научите пользоваться интернетом во благо. Например, смотреть мультики, фильмы. Покажите, как много музыки содержат его архивы. Открывайте вместе другие страны и континенты, путешествуйте на другие планеты. Читайте книги, ведите дневник, учите фотографировать, вести видеоблог (я недавно узнала, сколько зарабатывают видеоблогеры — это повергло меня в легкий шок — ну и отстала я от жизни!).
- Выстройте доверительные отношения, дружите с малышом. Он должен знать, что всегда, в любой ситуации, что бы ни случилось — он может вам доверится и обсудить с вами любое событие или проблему своей жизни. Что первый человек, к которому ему нужно идти за поддержкой — это вы. Что вы любите его всегда, в любом настроении, несмотря ни на что. Что вы всегда будете ему помогать и одобрять его.
- Если вы обнаружили, что ребенок посещал запретный ресурс или совершал другие действия, которые вы находите небезопасными, не бойтесь прямо спросить у него, для чего он открывал страницу, что он там искал и какие у него впечатления от увиденного. Постарайтесь не показывать своего волнения, не орите, не ругайте. Поговорите, задавайте вопросы. У ребенка не должно возникнуть желание скрывать от вас что-либо. Он должен видеть, что вам можно доверять. Что все можно решить разговором. Обязательно обсудите произошедшее с ребенком.
- Контролируйте круг общения, друзей ребенка. Многое о детях, с которыми дружит ваше чадо, расскажут их родители. Иногда стоит вмешаться и прекратить ненужное общение, особенно, если вы чувствуете, что ребенку грозит опасность. Жизнь знает достаточно много примеров, когда именно “друг” или “подруга” толкает на неблаговидные поступки.
Наверняка, данный материал вам покажется слишком мрачным и трудным для восприятия. Более того, — я не психолог, не педагог. То есть, возможно, не имею права давать советы и учить других. Однако, я хотела несколько подытожить свои наблюдения и поделится с вами своими мыслями. Очень надеюсь, что собранные здесь советы кому-то помогут. На всякий случай сообщаю — все вышесказанное — мое личное частное мнение, ИМХО, так сказать.
Любите, берегите своих детей. Помните, что только вы, взрослые, в ответе за них. Только от вас зависит их жизнь и благополучие, в том числе моральное и нравственное.
И еще — чужих детей не бывает. Если вы увидите страницы, сайты в интернете, которые покажутся вам небезопасными для детей, — обратитесь в Роскомнадзор. Давайте делать интернет чище!